Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: Ц Ц Ц

Номинации

Обратите внимание!

Тематика конкурса 2017-2018 «В мире профессий».

1. Виртуальная экскурсия

Экскурсия позволяет значительно расширить наши знания и представления о мире, узнать новую информацию, получить яркие впечатления и, представив себя экскурсоводом, рассказать об этом другим.

В переводе с латинского слово экскурсия обозначает «экстренный выезд». Целью такого «выезда» может стать знакомство с объектами и достопримечательностями, прогулка по следам исторических событий, посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся людей или литературных героев. Кратковременность экскурсии определяет способ подачи материала: показать интересные с точки зрения автора проекта (экскурсовода) места и рассказать о них в яркой и доступной для экскурсантов форме.

Мы предлагаем Вам создать тематическую экскурсию. Вы можете выбрать ее тему, воспользовавшись тематическими ориентировками или придумать свой вариант.

Рекомендации:

  • Продумайте маршрут экскурсии, нанесите его на карту: укажите адрес, откуда будет начинаться ваша экскурсия, и обозначьте места остановок (их не должно быть очень много).
  • Напишите сценарий экскурсии (рассказ о каждой остановке в отдельности), для экскурсии значимы вопросы: Что? Когда? Сколько?
  • Сделайте видеоряд: подберите изображения объектов (это могут быть фотографии, видеофрагменты или отснятый вами видео материал), создайте элементы реконструкции (например, 3D-модели) или макеты из реальных материалов (картона, бумаги, конструкторов), по которым посетители могут «побродить», чувствуя себя обитателями тех или иных пространств или событий.
  • Вы можете подобрать музыкальное сопровождение, озвучить экскурсию, записав свой голос, можете сделать субтитры или придумать персонажа-экскурсовода, предложить игровые ситуации для экскурсантов.

Форма представления проекта:

Презентация, сайт, видеофильм.

2. Виртуальное путешествие

Путешествие – ориентируется не на информацию, а на ваши собственные впечатления, исследования, открытия. Это попытка увидеть мир собственными глазами и высказать собственные суждения, версии, гипотезы.

Путешествие, в отличие от экскурсии, процесс более длительный и неторопливый. Путешественники как бы вдумчиво шествуют по пути, самостоятельно ищут ответы на вопросы, фиксируют полученную информацию и личные наблюдения. Путешествие позволяет не только расширить границы своего присутствия в мире, но и границы присутствия мира в себе.

Если объектом экскурсионного изучения являются конкретные здания и памятники, определяемые заявленной темой, то объектом внимания путешествия становится опыт, накопленный предыдущими поколениями, который исследуют участники проекта.

Вы можете выбрать тему (идею) путешествия, воспользовавшись тематическими ориентировками или придумать ее самостоятельно.

Рекомендации:

  • Сформулируйте идею в виде проблемного вопроса – для путешествия будет актуально ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему так? Для чего?
  • Подберите объекты, исследование которых позволит вам найти ответы на этот вопрос, представьте их в виде изображений, фотографий, текстов, видеофрагментов, аудиозаписей и пр.
  • Составьте маршрут – определите, в какой последовательности будут представлены выбранные вами объекты.
  • Прокомментируйте каждый из объектов – какую информацию он содержит, как вы ее интерпретируете с точки зрения идеи путешествия; описание объектов путешествия делайте, исходя из их качеств и характеристик, выявленных в результате исследования.
  • В конце работы сделайте вывод, дайте аргументированный ответ на главный вопрос путешествия (в письменном и/или звуковом виде).

Форма представления проекта:

Презентация, сайт, видеофильм

3. Виртуальная коллекция

Коллекция – это собранные вместе вещи и предметы, объединенные общей темой, каждый из которых замечателен сам по себе, однако в коллекции их ценность значительно возрастает, потому что они становятся частью целого.

Создание виртуальной коллекции - это возможность «дать слово» немым свидетелям любой истории, провести свое исследование и услышать рассказы вещей об интересной личности, сфере человеческой деятельности, истории и сегодняшнем дне какого-либо явления. Предметы в коллекции классифицируются по какому-либо признаку (например, времени изготовления или стране происхождения), о каждом из них собирается информация.

В этом конкурсе надо не просто продемонстрировать изображения предметов, каким-то образом связанных между собой. Необходимо их исследовать, поразмышлять, пофантазировать, а потом показать их в действии, во взаимосвязи с жизнью и трудом человека.

Вначале вам предстоит выбрать тему проекта, для этого можно воспользоваться тематическими ориентировками либо сформулировать идею самостоятельно.

У каждого экспоната в музейной коллекции есть этикетка, описывающая этот предмет. Ваши предметы могут рассказать о себе сами, если вы используете средства ИКТ: анимацию, фото и видео материалы, запишите свой голос или добавить иные звуки, примените 3D-моделирование. Используйте в работе авторский текст, собственноручно нарисованные иллюстрации, авторские фотографии. Это сделает вашу работу особенно интересной.

Рекомендации:

  • Сформулируйте идею в виде проблемного вопроса – для коллекции будет актуально ответить на вопросы: Что? Кто? Почему так? Для чего?
  • Подберите объекты, исследование которых позволит вам найти ответы на этот вопрос, исследуйте их.
  • Придумайте порядок и способ представления выбранных объектов (в виде изображений, фотографий, текстов, видеофрагментов, аудиозаписей и пр.).
  • Прокомментируйте каждый из объектов – какую информацию он содержит, как вы ее интерпретируете с точки зрения идеи коллекции. Описание коллекции делайте, исходя из их качеств и характеристик, выявленных в результате исследования.
  • В конце работы сделайте вывод, дайте аргументированный ответ на главный вопрос (в письменном и/или звуковом виде).

Форма представления проекта:

Презентация, сайт, видеофильм с комментариями

Тематические ориентировки к номинациям конкурса «Я познаю мир»

Тема 2017 - 2018 года: «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Мир профессий велик и разнообразен. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. В то же время обычный человек может назвать не более десятка профессий, с которыми сталкивается в своей повседневной жизни. Участникам конкурса предстоит значительно расширить этот перечень.

На выбор профессии могут оказать влияние разные обстоятельства: советы окружающих, пример друзей, мода на специальность. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. Разные виды труда требуют от человека разных качеств. В одном случае это возможность творчества, в другом – склонность к работе с людьми, в третьем – способность управлять и подчиняться.

Сам термин «профессия» (от латинского profiteri) означает «говорить публично», объявлять, заявлять. Возможно, когда появилось разделение труда, возникла необходимость заявлять о своем мастерстве, рекламировать свои услуги.

Важно понимать, что не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если:

  • она ориентирована на общество и востребована обществом, в этом смысле уход за собственным ребенком, возделывание своего сада профессией не является;
  • она связана с определенным уровнем квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании;
  • может служить источником доходов человека.

Профессия и время

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. В наше время в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий.

Зачастую название профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется, настолько, что человеку приходится, фактически несколько раз менять набор профессиональных навыков.

В рамках данного направления вы можете исследовать, как изменялась профессиональная деятельность людей в исторической ретроспективе, какие профессии исчезли из нашей жизни, какие появились в наше время, как видоизменились хорошо известные нам профессии. Возможно, вы захотите заглянуть в будущее и представить те профессии, которых еще нет, но они обязательно появятся в ближайшее время.

Люди в профессии

Известно, что не место красит человека, а человек место. В любом деле возможно достичь такого мастерства и профессионализма, которые окружающие оценивают самым высоким званием – «лучший по профессии», «мастер золотые руки». В рамках этого направления вы можете представить героев той или иной профессии, достигших успеха, проследить их профессиональный путь, собрать информацию об одном человеке или трудовой династии. Истории о таких великих людях могут стать примером поиска решения в преодолении жизненных трудностей, помочь участникам проектов обрести уверенность в своих силах.

Продукты профессиональной деятельности

В обычной жизни человек сталкивается не только с людьми разных профессий, но и с продуктами (результатами) их профессиональной деятельности. С этой точки зрения можно рассмотреть объекты и события окружающего нас мира как воплощение труда многих людей. Какие профессии требуются для производства, рекламы, продажи товаров и оказания услуг населению? Люди каких профессий должны собраться вместе, чтобы составить коллектив, работающий в школе,в поликлинике, в театре, в банке, в ресторане и т.д. Какие специальности нужно освоить, где этому учат, какие учебные предметы помогут стать профессионалом, какие качества нужно человеку иметь и развивать? Ответы на эти вопросы и будут искать участники проекта. Возможно это поможет им в выборе их дальнейшего пути.

Профессия и общество

Социальный аспект темы профессионального самоопределения связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий. Предметом исследования может стать опрос людей разных возрастов и взглядов, сбор информации о конкретной профессии или о разных специальностях, выяснение предпочтений при выборе профессии, анализ ответов, связанных с удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой. Формой представления результатов может стать видеорепортаж, репортерское расследование, статистический отчет с графиками, диаграммами, выводами.

Типы профессий

Чтобы ориентироваться в многообразии профессий, ученые объединили их в группы в зависимости от того, с чем человек работает.

Люди профессии человек-природа должны обладать глубокими и тонкими знаниями особенностей развития животных и растений (живых организмов) и в то же время уметь управлять современной техникой. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной, географией и геологией. Например, агроном, зоотехник, ветеринар, лесник, мелиоратор, микробиолог, эколог, флорист, дрессировщик, кинолог, работник зоопарка, сельскохозяйственной фермы, приюта для животных и пр.

Для того, чтобы заниматься научными исследованиями в области биологии, географии, медицины, целый ряд профессий этой группы требуют от человека особой теоретической и практической подготовки и как следствие высшего или среднего профессионального образования, которое можно получить в университетах и колледжах.

Ведущий предмет профессионального внимания – область технических объектов и их свойств. Люди таких профессий занимаются изготовлением бытовой техники, технических приспособлений для пошива одежды и упаковки продуктов питания, разработки компьютеров, телефонов и всего, без чего не может обойтись сегодня ни один современный человек.

Вспомните о технике, которая облегчает людям жизнь. Ее надо придумать, создать чертежи, разработать технологию, изготовить образцы и внедрить в производство. Люди с высшим образованием – инженеры-технологи и инженеры-конструкторы – разрабатывают и проектируют новые станки и корабли, механизмы и электронные приборы, транспортные средства и бытовую технику. Изготовлением занимаются люди рабочих профессий: токари, слесари, фрезеровщики и т.д. Связующим звеном между идеей и ее воплощением в жизнь являются люди со средним профессиональным образованием: техники-технологи, техники-электрики и др. Это очень важные профессии, необходимые на любом производстве, они разрабатывают поэтапную технологию изготовления продукта и осуществляют контроль качества.

Огромное число профессий требуется в строительстве (арматурщик, электромонтажник, монтажник железобетонных конструкций, бетонщик, каменщик, газосварщик и другие).

Транспорт – перевозки людей и грузов (автомобили, метро, железная дорога, самолеты и др.) – для этого требуются квалифицированные водители, летчики, машинисты. А также специалисты по ремонту и проверке техники.

Число технических специальностей в современном мире огромно.

Особенность профессий этого типа заключается в требовании от человека двойной подготовки – умения устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения.

Профессии этого типа связаны с обучением и воспитанием, медицинским и бытовым обслуживанием, правовой защитой и управлением производством, руководством людьми и коллективами, в т.ч. спортивными и творческими.

Лучше ориентироваться в этой области помогают такие учебные предметы, как литература, история, искусство, психология и другие, основное направление деятельности которых связано с изучением общества и людей.

Для работы с большим количеством людей понадобится огромная выдержка, физическая неутомимость, так как во время работы поглощается огромное количество энергии, иногда гораздо больше, чем при работе с техникой. 

Профессии: врач, учитель, менеджер, дипломат, психолог, воспитатель, медсестра, продавец, парикмахер, экскурсовод, официант, полицейский,секретарь, тренер и др.

Профессии, связанные с обработкой информации, а также созданием новых знаков, знаковых систем. Можно выделить несколько направлений деятельности:

Люди, работающие со словами, книгами, текстами. Работа данной группы специалистов имеет непосредственное отношение к самой развитой и всеохватывающей системе знаков – языку. Такая работа предполагает нагрузку на зрение и слух, так как люди вынуждены долго и напряженно трудиться с печатными и рукописными средствами информации. Профессии – корректор, лингвист, переводчик, писатель, блогер и др.

Люди, использующие в своей деятельности формулы, знаки, числа, ноты. Профессии – бухгалтеры, фармацевты, физики, математики, типографы и др. Им необходимо обладать такими качествами как аккуратность, организованность, терпение, логическое мышление.

Работа со схемами, картами и изображениями чтобы составлять географические карты, схематические изображения предметов (например, чертежей или графиков). К профессии этой группы можно отнести работу диспетчера, картографа, штурмана, конструктора. Людям этих профессий свойственна наблюдательность, внимательность к мельчайшим переменам, усидчивость.

Работа с компьютерами, информационными системами. Люди этих профессий накапливают информацию, осуществляют ее переработку, хранят ее и доносят до конечного потребителя, осуществляют помощь при обмене данной информации. Список их довольно обширен, перечислить все невозможно, тем более, что сейчас практически любая профессия предполагает использование компьютера. Наиболее популярные и перспективные: программист, системный администратор, веб-программист и веб-дизайнер, бухгалтер, фотограф. Развитие информационных технологий протекает быстро и бесповоротно, так как это требование времени. Появляются современные профессии для планирования ресурсов предприятия с помощью компьютерных технологий, банковские цифровые технологии (интернет-банк). В бизнесе внедряются новые системы, которые позволяют связывать воедино учет всех процессов в компании. Например, ERP (Enterprise Resource Planning). А для работы с ними необходим квалицированный специалист - ERP-консультант.

Специфика данной категории профессий состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда. Человек, решивший избрать творческую профессию, помимо врожденных способностей и таланта должен быть настойчивым, трудолюбивым и иметь силу воли и огромное желание доставлять людям радость.

Профессии: актер (театра, кино, оперы, балета и т.д.), режиссер, художник, музыкант, дизайнер (одежды, интерьера, мебели и др.), декоратор, реставратор, модельер, журналист и др.