Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: Ц Ц Ц

Номинации

1. Виртуальная экскурсия

Экскурсия позволяет значительно расширить наши знания и представления о мире, узнать новую информацию, получить яркие впечатления и, представив себя экскурсоводом, рассказать об этом другим.

В переводе с латинского слово экскурсия обозначает «экстренный выезд». Целью такого «выезда» может стать знакомство с объектами и достопримечательностями, прогулка по следам исторических событий, посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся людей или литературных героев. Кратковременность экскурсии определяет способ подачи материала: показать интересные с точки зрения автора проекта (экскурсовода) места и рассказать о них в яркой и доступной для экскурсантов форме.

Мы предлагаем Вам создать тематическую экскурсию. Вы можете выбрать ее тему, воспользовавшись тематическими ориентировками или придумать свой вариант.

Рекомендации:

  • Продумайте маршрут экскурсии, нанесите его на карту: укажите адрес, откуда будет начинаться ваша экскурсия, и обозначьте места остановок (их не должно быть очень много).
  • Напишите сценарий экскурсии (рассказ о каждой остановке в отдельности), для экскурсии значимы вопросы: Что? Когда? Сколько?
  • Сделайте видеоряд: подберите изображения объектов (это могут быть фотографии, видеофрагменты или отснятый вами видео материал), создайте элементы реконструкции (например, 3D-модели) или макеты из реальных материалов (картона, бумаги, конструкторов), по которым посетители могут «побродить», чувствуя себя обитателями тех или иных пространств или событий.
  • Вы можете подобрать музыкальное сопровождение, озвучить экскурсию, записав свой голос, можете сделать субтитры или придумать персонажа-экскурсовода, предложить игровые ситуации для экскурсантов.

Форма представления проекта:

Презентация, сайт, видеофильм.

2. Виртуальное путешествие

Путешествие – ориентируется не на информацию, а на ваши собственные впечатления, исследования, открытия. Это попытка увидеть мир собственными глазами и высказать собственные суждения, версии, гипотезы.

Путешествие, в отличие от экскурсии, процесс более длительный и неторопливый. Путешественники как бы вдумчиво шествуют по пути, самостоятельно ищут ответы на вопросы, фиксируют полученную информацию и личные наблюдения. Путешествие позволяет не только расширить границы своего присутствия в мире, но и границы присутствия мира в себе.

Если объектом экскурсионного изучения являются конкретные здания и памятники, определяемые заявленной темой, то объектом внимания путешествия становится опыт, накопленный предыдущими поколениями, который исследуют участники проекта.

Вы можете выбрать тему (идею) путешествия, воспользовавшись тематическими ориентировками или придумать ее самостоятельно.

Рекомендации:

  • Сформулируйте идею в виде проблемного вопроса – для путешествия будет актуально ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему так? Для чего?
  • Подберите объекты, исследование которых позволит вам найти ответы на этот вопрос, представьте их в виде изображений, фотографий, текстов, видеофрагментов, аудиозаписей и пр.
  • Составьте маршрут – определите, в какой последовательности будут представлены выбранные вами объекты.
  • Прокомментируйте каждый из объектов – какую информацию он содержит, как вы ее интерпретируете с точки зрения идеи путешествия; описание объектов путешествия делайте, исходя из их качеств и характеристик, выявленных в результате исследования.
  • В конце работы сделайте вывод, дайте аргументированный ответ на главный вопрос путешествия (в письменном и/или звуковом виде).

Форма представления проекта:

Презентация, сайт, видеофильм

3. Виртуальная коллекция

Коллекция – это собранные вместе вещи и предметы, объединенные общей темой, каждый из которых замечателен сам по себе, однако в коллекции их ценность значительно возрастает, потому что они становятся частью целого.

Создание виртуальной коллекции - это возможность «дать слово» немым свидетелям любой истории, провести свое исследование и услышать рассказы вещей об интересной личности, сфере человеческой деятельности, истории и сегодняшнем дне какого-либо явления. Предметы в коллекции классифицируются по какому-либо признаку (например, времени изготовления или стране происхождения), о каждом из них собирается информация.

В этом конкурсе надо не просто продемонстрировать изображения предметов, каким-то образом связанных между собой. Необходимо их исследовать, поразмышлять, пофантазировать, а потом показать их в действии, во взаимосвязи с жизнью и трудом человека.

Вначале вам предстоит выбрать тему проекта, для этого можно воспользоваться тематическими ориентировками либо сформулировать идею самостоятельно.

У каждого экспоната в музейной коллекции есть этикетка, описывающая этот предмет. Ваши предметы могут рассказать о себе сами, если вы используете средства ИКТ: анимацию, фото и видео материалы, запишите свой голос или добавить иные звуки, примените 3D-моделирование. Используйте в работе авторский текст, собственноручно нарисованные иллюстрации, авторские фотографии. Это сделает вашу работу особенно интересной.

Рекомендации:

  • Сформулируйте идею в виде проблемного вопроса – для коллекции будет актуально ответить на вопросы: Что? Кто? Почему так? Для чего?
  • Подберите объекты, исследование которых позволит вам найти ответы на этот вопрос, исследуйте их.
  • Придумайте порядок и способ представления выбранных объектов (в виде изображений, фотографий, текстов, видеофрагментов, аудиозаписей и пр.).
  • Прокомментируйте каждый из объектов – какую информацию он содержит, как вы ее интерпретируете с точки зрения идеи коллекции. Описание коллекции делайте, исходя из их качеств и характеристик, выявленных в результате исследования.
  • В конце работы сделайте вывод, дайте аргументированный ответ на главный вопрос (в письменном и/или звуковом виде).

Форма представления проекта:

Презентация, сайт, видеофильм с комментариями

Тематические ориентировки к номинациям конкурса «Я познаю мир»

Тема 2018-2019 года: «Россия на карте Санкт-Петербурга»

Санкт-Петербург – для России город особенный. Он всегда был многонациональным – его создавали люди, приехавшие из разных уголков России, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии. Каждый народ продолжал сохранять свои обычаи и традиции, а все вместе они создавали общую культуру, объединяющую жителей России. Не случайно Санкт-Петербург называют культурной столицей.

Участникам конкурса 2018-19 года предстоит выбрать объекты в Санкт-Петербурге, посещая которые можно увидеть многообразие нашей страны и составить представление о России – ее природе, культуре, истории, традициях, людях. Адрес выбранного объекта станет отправной точкой для проекта.

Проект следует сделать в рамках одной из номинаций:

  • «Виртуальная экскурсия»
  • «Виртуальное путешествие»
  • «Виртуальная коллекция»

При выборе объектов рекомендуем ориентироваться на ряд правил.

Объект должен:

  1. соответствовать выбранной тематической линии;
  2. иметь реальный адрес на карте Санкт-Петербурга;
  3. быть информационно насыщенным – сведения о его истории, людях и событиях, связанных с ним, можно узнать при его непосредственном изучении;
  4. быть интересным и привлекательным для других участников;
  5. быть доступным и безопасным для исследования.

Тематические линии

1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Долгое время Санкт-Петербург был главным городом России. Здесь собиралось и хранилось все самое важное и ценное для страны – уникальные памятники и произведения искусства, этнографические коллекции, рассказывающие о жизни больших и малых народов России, технические новинки и изобретения, книги и рукописи. Отсюда отправлялись экспедиции по России и собранные коллекции также стали частью того, что мы называем национальным достоянием.

Где хранится это достояние? Что может рассказать наш город о стране, в которой мы живем? Какие маршруты по Санкт-Петербургу позволят нам узнать больше о России?

В рамках данной темы предлагается найти в Санкт-Петербурге места, связанные с изучением и развитием русского языка и русской литературы. Взяв такой адрес за отправную точку, можно исследовать в проекте язык русских былин и сказок разных областей России, использование народного песенного и поэтического наследия в литературной и музыкальной классике, в современном искусстве.

Тема предполагает поиск петербургских мест, связанных с жизнью, культурой и традициями разных народов России. Объектом для изучения могут стать музейные коллекции, памятники национальным героям, здания и сооружения, украшенные национальными орнаментами, национальные общества и землячества.

Участникам предлагается провести информационный поиск и познакомиться с местами в Санкт-Петербурге, которые рассказывают о природных особенностях и природных богатствах России (музей, институт, природный комплекс), создать проект, включающий предметы культурного наследия, при создании которых использовались природные ресурсы областей и регионов России (минералы, строительные материалы, растения, водные ресурсы и др.)

При разработке проекта участники могут обратиться к ресурсам естественно-научных музеев; изучить коллекции музеев, созданных при научных предприятиях и учебных институтах (например, Метрологический музей Госстандарта России при ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, Музей истории средств измерений в ФБУ «Тест-С.-Петербург», музей в Горном университете и др.). В центре внимания могут также оказаться памятники научным открытиям и ученым.

2. ТРАДИЦИИ, КОТОРЫЕ НАС ОБЪЕДИНЯЮТ

Россиян объединяет не только единая территория, общегосударственный язык и общая история, но и культурно-духовные традиции. Именно в них находят отражение лучшие качества, присущие разным народам и национальностям России. Всех нас объединяет любовь к Родине, стремление к добрым поступкам, веротерпимость, уважительное отношение к труду и семейным ценностям.

Как Санкт-Петербург хранит память об этих важных для нашего народа ценностях? Какие памятники и архитектурные ансамбли напоминают об этом? Какие значимые для петербуржцев и всех россиян события и праздники могут об этом рассказать?

Участникам предлагается найти места в Санкт-Петербурге, рассказывающие о традиции объединения жителей нашей страны перед лицом опасности – когда Отечество могло потерять свою независимость и свободу. Проект может быть посвящен конкретным людям и безымянным героям. Объектами исследования могут стать здания и сооружения, мемориалы, памятники, музейные коллекции, места боевых действий и пр.

Участникам предстоит найти в Санкт-Петербурге места, связанные с трудовыми традициями России: предприятия, известные всей стране; памятники и памятные знаки, свидетельствующие об уважительном отношении к труду; барельефы и панно, прославляющие трудовой подвиг народа. В проекте надо не только рассказать об объектах городской среды, ставших символом созидания (мосты, парки, дома и др.), но и о людях, чьим трудом они созданы. Если есть возможность использовать интересные материалы из семейных архивов участников проекта, это, конечно, следует сделать.

Участники могут исследовать объекты, свидетельствующие об уважительном отношении россиян к различным религиозным конфессиям. Помимо храмов разных вероисповеданий, находящихся в Санкт-Петербурге, в проект могут быть включены музеи, памятники духовным лидерам, места паломничества. Особое внимание можно уделить людям разных вероисповеданий, приехавшим из разных уголков России, проживающих и работающих в нашем городе, сохраняющих культуру своего народа и бережно относящихся к иным культурно-духовным традициям.

Проекты могут быть посвящены учреждениям благотворительности в Санкт-Петербурге, отдельным людям, которые прославились в этой области и память о которых сохраняется в городских названиях, монументах, реальных делах. Основой проекта могут стать судьбы меценатов, добровольных помощников и волонтеров, сведения о благотворительных проектах и акциях фондов помощи, обществ, организаций.

Данная тема может быть раскрыта за счет обращения к разным источникам: музеям семейных династий (Рерихов, Самойловых, Бенуа и т.д.), усадьбам и музеям, хранящим память о семейном укладе (дворец-коттедж в Александрии, музей-квартира Аллилуевых и пр.), малой городской скульптуре (памятники семье). Возможно у кого-то из участников проекта есть истории трудовых династий и интересные семейные традиции.

3. ЛЮДИ, ПРОСЛАВИВШИЕ СТРАНУ

Санкт-Петербург всегда притягивал людей, которые хотели получить образование, найти работу, сделать карьеру. Большой город давал большие возможности, чтобы стать успешным и даже прославиться. Не случайно многие жители Петербурга, приехавшие сюда из российских городов и деревень, составили славу и гордость нашего Отечества.

Чем прославили эти люди страну? Что помнит о них Санкт-Петербург? Можем ли мы сегодня пройти по их «следам»?

Многие люди, приехав в Санкт-Петербург из различных мест, обрели для себя здесь вторую родину. В центре проекта – история о знаменитом россиянине, рассказанная с помощью предметов реальной или виртуальной коллекции. Участники могут погрузиться в изучение истории жизни человека, найти адреса, связанные с его пребыванием, посетить их; а может быть создать «музей-квартиру», которого еще нет в реальности, оформить его портретами, фотографиями и вещами, которые в нем могли бы быть; показать связь с местами, где бывал этот человек, с людьми, которых ценил и любил.

В Санкт-Петербурге проживало много знаменитых россиян. Участникам проекта предлагается исследовать, как запечатлена память о них в городской среде, каким образом оценивалось их наследие в разные исторические периоды. Разрабатывая маршрут тематической экскурсии или путешествия, вы можете обратить внимание на то, кому установлены памятники в вашем районе. А может быть вам захочется совершить виртуальное путешествие по разным городам, где установлены памятники уроженцу нашего города, найти связующие нити памяти. Возможно в результате исследования вы найдете имена достойных людей, которые не заслуженно были забыты, тогда одним из результатов может стать создание проекта или макета памятника (мемориальной таблички), посвященной этому человеку.

В проектах по данной теме могут быть представлены объекты Санкт-Петербурга, названные в честь великих людей России. Участникам предстоит выяснить, чем знаменит человек, чье имя носят улицы, учреждения культуры, институты, скверы, корабли и пр. Есть ли связь с другими местами России.